“Солдаты в юбках” российской армии – исторический опыт
Со следующего года российские студенты, проходящие обучение на военных кафедрах, смогут проходить военные сборы на флоте, также принято решение о начале обучения по программам военной подготовки студенток, сообщил “Интерфаксу” начальник главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Василий Тонкошкуров.
Пожалуй, больше всего внимания в словах генерала привлекает сообщения о том, что в программе подготовки будущих военных смогут принимать участие и представительницы “прекрасного пола”. Надо думать – по полной программе, с прохождением положенных учебных сборов.
Насколько же новым можно считать такой порядок? Да, в общем, нововведением здесь является разве что намерение привлекать девушек на сборы, в просторечье – “посылать в лагеря”. Что, пожалуй, действительно делается впервые в системе подготовки женщин-военных в гражданских ВУЗах.
Потому что, вообще-то, свои “солдаты Джейн” (вспоминая героиню голливудского блок-бастера) сначала в Советской, а затем в Российской армии существовали довольно таки давно. Это если не считать знаменитую “кавалерист-девицу” Надежду Дурову, ставшую прототипом обаятельной Шурочки Азаровой из комедии “Гусарская баллада”, женского батальона времен Первой Мировой (опять же послужившего основой для снимающегося ныне фильма), героинь Гражданской войны и других подобных случаев.
Вообще же, право служить в Красной Армии было официально предоставлено лучшей половине человечества решением Верховного Совета СССР 1 сентября 1939 года. В мирное время, правда, дамы шли служить лишь добровольцами – но с началом войны среди них начала проводиться и мобилизация.
Книги и фильмы о Великой Отечественной войне повествуют о женщинах-летчицах, снайперах, танкистках и даже командирах отрядов морской пехоты, которую гитлеровцы в ужасе называли “черной смертью”.Но, конечно же, куда чаще девушки служили связистками, шифровальщицами, регулировщицами, зенитчицами (вспомним “А зори здесь тихие”). Занимали другие, скажем так, вспомогательные должности, обычно не требующие прямого контакта с противником, и уж, во всяком случае, необходимости бросаться в штыки на вражеские окопы. “Львиная” же доля прекрасных созданий занималась на фронте тем, для чего их и создала природа – заботой, любовью, милосердием. В данном случае – к раненым бойцам.
Именно с этим моментом и связаны некоторые разночтения с подсчетом общего количества советских женщин, принимавших участие в Великой Отечественной. Так, приводятся цифры от 600 тысяч до миллиона. Но при этом же говорится, что из более 2 с лишним миллионов средних и младших медработников на фронте 80% также принадлежало к “слабому полу”. А ведь было еще 700 тысяч военных врачей, более 40% из которых также носили юбки, а не галифе. То есть, число воевавших дам находится на уровне двух миллионов минимум.
***
После окончания войны обязательный призыв для женщин был закономерно отменен. Но право на добровольную службу для них осталось. Как правило “солдатки” и “сержантки” служили в Советской армии швеями, связистками, военными топографами – но, конечно же, больше всего на медицинских должностях.
Правда, собственно в армейских частях военврачей-женщин с офицерскими погонами, кажется, не было, “потолком” для дам было звание прапорщицы-фельдшера – но, скажем, в Пограничных войсках (подчинявшихся КГБ СССР) таких ограничений не существовало. Хотя, конечно же, во все времена были настоящие “амазонки” - добивавшиеся разрешения на полноценную военную карьеру явочным порядком.
Ныне в российской армии на самых разных должностях служит около 50 тысяч прекрасных созданий. По словам заместителя министра обороны Татьяны Шевцовой, среди женщин-военнослужащих сегодня насчитывается 2,5 тысячи офицеров, в том числе один генерал-майор, 20 полковников, 355 подполковников и 625 майоров. В настоящее время воительницы составляют чуть более пяти процентов общего числа военнослужащих.
Формально никаких ограничений для отправки на боевые операции для них нет – но, тем не менее, существует секретный приказ Минобороны, регламентирующий где могут служить “бойцы в юбках”, а где – только в “штанах”. И, как говорят, боевые должности на кораблях, самолетах и другой серьезной технике для дам не предусмотрены.
***
Но для чего, вообще, женщин принимают в армию – а теперь вот разрешили учиться и на программах подготовки военнослужащих запаса гражданских ВУЗов? Записные “оппы”-белоленточники, наверное, не преминут уколоть власть: дескать – она к войне готовится, тотальную мобилизацию собирается объявить, призывников-мужчин не хватает и прочее в том же духе.
На самом деле, подобные резоны имеют далеко не первостепенный характер. Начнем с того, что упомянутые в начале статьи программы подготовки военных специалистов в гражданских учебных заведениях, если разобраться, наоборот помогают студентам призыва … избежать!В мирное время, во всяком случае...
В сущности, наличная практика – промежуточный итог продолжающегося реформирования подготовки “военспецов” на “гражданке”. Советская практика подразумевала получение офицерского звания практически всеми выпускниками ВУЗов – после подготовки на военных кафедрах. И парней, и девушек, кстати.
Потом начались демографические проблемы – и количество военных кафедр стали сокращать. А те выпускники, которым в институте не получилось прослушать курс офицерской подготовки, шли в армию рядовыми, и “оттрубив” положенный двухлетний срок службы, после небольших уже “квази-офицерских” сборов еще в качестве рядовых, получали на выходе офицерские погоны.
После распада СССР такая система некоторое время просуществовала. Но ВУЗы стали плодиться, как грибы после дождя, а демография еще более ухудшилась… В итоге, если бы все их выпускники после диплома становились бы офицерами запаса – то в России большая часть молодежи могла бы щеголять офицерскими погонами. А ведь кому-то надо ж было служить и рядовыми…
***
Чтобы избегнуть этой трагикомической ситуации, Минобороны в середине “нулевых” стало безжалостно “урезать” военные кафедры – сократив их число на порядок. А желающие учиться на них должны были подписать контракт с обязательством отслужить офицером в ВС России минимум 5 лет. Альтернативой была служба просто рядовым, по призыву. Но, видно, желающих менять год “срочной” на 5-летнюю офицерскую службу нашлось не так много.
В настоящее же время военные кафедры и факультеты при ВУЗах тоже готовят военнослужащих для “службы в запасе”. То есть, на “срочную” их уже не призывают. Этакое “прохождение службы заочно” – мечта, записанная в “дембельских альбомах” множества поколений советских и российских “дембелей”.
Но теперь уже офицерские погоны дают далеко не всем. А только – по желанию, и в пределах нужды в данных специальностях и должностях Министерства обороны. А так, выпускник в высшим образованием может получить по окончанию военной кафедры звание и сержанта, и даже рядового специалиста. Ведь, скажем, механик-водитель танка - это тоже рядовой, но сразу ж со школы или института за рычаги боевой машины не сядешь, немало учиться надо.
Данная практика, в общем, является продолжением традиции, идущей еще с Петра Первого – запретившего сыновьям даже знатных дворян идти в армию сразу офицерами. Как минимум, формально они зачислялись туда рядовыми – и только потом дослуживались до офицерских эполет.
***
Но вернемся к моменту женской военной подготовки. Начнем с того, что она полностью добровольна. Ведь над девушками не висит дамокловым мечом необходимость тесного общения с военкоматом – после окончания ВУЗа, на предмет призыва на “срочную”, как над их коллегами-парнями.
Для чего же армия нужна девушкам? Ну так ведь и на “гражданке” не все милые создания занимаются исключительно ведением “домашнего очага” с воспитанием детей или работают учительницами-секретаршами. Есть и весьма преуспевающие “бизнес-леди”, по сути – те же “офицеры” (и даже "генералы") в юбке.
Многие девчонки идут в армию для того, чтобы выбрать себе достойного избранника. Ведь военные издавна ценились “слабым полом” в качестве женихов – ну а где ж их можно еще встретить в таком количестве, как не в воинской части?! Тем более, если перефразировать давнюю остроту насчет “первого парня на деревне – а в деревне один двор”. Так и здесь, если в полку на сотню с лишним офицеров, многие из которых неженаты, будет служить всего несколько девушек – шансы на удачный выбор у каждой сильно повышаются в сравнении с “гражданкой”.
Для чего женщины нужны армии? Да уж, конечно, не для того, что в ней не хватает мужчин. Просто с определенными заданиями, как и на гражданке, лучше справляются именно дамы. Монотонная работа на узле связи, писанина в штабе, и тому подобное.
Ну а многие ли мужчины хотели бы, чтобы укол, пардон, в их попу при болезни делал здоровенный “медбрат” – а не нежные и умелые ручки медсестрички? А в армии ведь тоже живые люди служат – а в медпунктах, медротах и госпиталях лечатся не только “срочники”, но даже и офицеры и генералы.
Кстати, “слабый пол” имеет еще одно неоспоримое преимущество перед мужиками – они мало соблазняются алкоголем. Во всяком случае, “за рулем” – во время несения дежурства. Да и просто не задремать у пульта управления чем-то серьезным, женщинам, природой предназначенным к долгим бессонным ночам у колыбельки ребенка, намного проще, чем сильным в другом отношении “рыцарям”.
Мне приходилось слышать рассказ знакомого врача, о том, как преподаватель “военки” повествовал им, еще студентам, о своем восхищении военными медсестрами. “Вы только подумайте, госпиталь, Афганистан. Она отстояла свою смену с полсотней тяжелораненных в отделении, на следующий день – подменила подругу, ночью между сменами встречалась с влюбленным в нее офицером. Я бы от такого режима точно упал бы в обморок – а ей хоть бы хны!”
***
Так что, разрешение обучаться по программам военной подготовки в российских гражданских ВУЗах для женшин – не является какой-то сенсацией. Новостью можно считать разве что прохождение ими учебных сборов – раньше в “лагеря” оправляли только ребят, девушки получали военный билет с офицерским званием просто после сдачи теоретического экзамена.
Думается, связано это было прежде всего с нежеланием военных связываться с проблемами предоставления “курсанткам” дополнительных гигиенических удобств, да, как знать – и опасения возникновения в гарнизонах всяких там “амурных моментов”. Видимо генералы рассчитывали, что в случае чего, призванные на службу женщины и так быстро освоят в боевой обстановке военные реалии.
Но, согласимся, в прежней процедуре была некоторая недоработка. Ну, правда, можно ли считать подготовленным специалиста в любой сфере, который не прошел хотя бы краткой “преддипломной практики”? Врача, ни разу не лечившего больных, учителя, не работавшего хотя бы с месяц в школе, инженера, ни разу не видевшего, как выглядит завод?
Вот так и с военными сборами. Раз девушки идут на военные кафедры добровольно – то и готовить их будут со всей серьезностью. Так что пожелаем нежным созданиям удачи – и вместе с тем, чтобы приобретенные навыки им никогда не потребовалось применять на реальной войне…