В Швеции вновь заговорили об угрозе российского вторжения. В этот раз, однако, вероятной целью России, по мнению Стокгольма, может стать не всем известный Готланд, а Норботтен. Статья об этом недавно появилась в крупнейшей шведской газете Aftonbladet. Именно северная часть страны является наиболее уязвимой.
О возможных причинах нападения РФ в издании пишут следующее.Норботтен, по словам шведских военных экспертов, уязвим не меньше чем Готланд. В Стокгольме опасаются, что Россия захочет расширить зону безопасности вокруг своих баз на Кольском полуострове, что напрямую будет угрожать Швеции. Бывший генерал-майор Карлис Неретниекс рассказал, что для РФ защита своих военных баз на севере очень важна, так как на них базируются субмарины, оснащенные атомным оружием, которое обеспечивает стратегический ядерный баланс — гарантию того, что враг не сможет уничтожить всё ядерное оружие страны одним ударом.
Вооруженный конфликт на севере Швеции, в отличие от Готланда, война на котором рассматривается исключительно в рамках столкновения в Прибалтике, может начаться из-за геополитических изменений в любой точке мира. «Конфликт может разразиться, если России покажется, что ее возможностям второго удара угрожают США. Он может начаться, если у них возникнет непонимание относительно намерений друг друга в связи с каким-то другим конфликтом, например, на Ближнем Востоке или в области Черного моря», — считает Неретниекс.
Специалист по России при Институте обороны Петер Маттссон, в свою очередь, также считает, что Северный Калотт для Москвы намного важнее, чем Балтийское море, которое можно заблокировать.
России будет трудно из него выбраться в отличие от Атлантики. «На северном направлении РФ разместила много войск и наладила оперативное стратегическое командование. Совершенно очевидно, что они делают ставку на северное направление», — считает Маттссон.Тем не менее, российское наступление в ближайшем будущем состоится маловероятно, считает эксперт. Для того, чтобы обеспечить себе гарантию успеха, то перевес в численности необходим в районе четырех к одному, а российские войска сейчас только в процессе роста и их число по прежнему слишком невелико. «У нас, возможно, есть время что-то предпринять, но прямо сейчас мы игнорируем северный Норрланд, и это опасно», — резюмирует генерал.